💥 🎭 ⚔️
🤯🤯🤯🤯🤯
🕗🕗🕗🕗
💬💬💬
✂️☠️😱
Бесподобная игра! Лучшая, во что играл! Играл я не в миллион игр, но известнейшие тайтлы проходил, и «Призрак Цусимы» побеждает в моем рейтинге всех своих именитых конкурентов, завоевывая первое место.
Очень боюсь, что начав писать про игру, не смогу остановиться, но пытаться заранее установить себе строгие рамки тоже нет желания. Как пойдет...
Для начала околоигровая техническая инфа и лирика, а потом уже непосредственно про сам тайтл расскажу. Попытавшись не захлебнуться в слюне восторга.
Играл в некую Director's Cut. На игросайтах есть отдельная страница у данной версии. Как я понял, там много всякого разного + остров Ику. Играл на комфортных минималках графики, на ПК. Приставки не было, нет и не уверен, что когда-то будет. Но игры чисто поколения Playstation 5 у меня уже не будут нормально идти, увы, надо будет что-то делать, или же играть в сонм старых игр, что еще не проходил.
Играл с японской озвучкой и русскими субтитрами. Максимально правильный вариант, так считаю. И именно так рекомендую. В игре есть «режим Куросавы», это когда всё черно-белое, но это для повторных прохождений, очевидно. Несмотря на то, что я прошел игру ну на 95%, и она мне очень понравилась, перепроходить не планирую. Я не из таких. Хотя, всякое может быть. От тюрьмы, сумы и прохождения Цусимки (мое личное название игрухи) не зарекайся. Впрочем, игра в «Призрак Цусимы» – это никакая не беда, но все равно зарекаться не стоит =)
Потратил на игру много часов. Сотню, думаю, точно. Играл где-то месяц, почти каждый день, но не всегда по несколько часов.
И последний абзац перед тем, как приступлю к разговоре об игре, про мое отношение к самураям, Куросаве и японской культуре. Самое удивительное, что без дикого пиетета я относился к ним. Смотрел фильмы про самураев, в том числе Куросавы, но никогда от них не был в экстазе. Да и японская речь в кино меня чаще всего раздражала, чем радовала. Тем поразительней мое итоговое впечатление от Цусимки.
Итак про игру. По сюжету мы самурай из клана Сакай, который выживает при вторжении монголов на остров Цусима в 13 веке (реально такое было), будучи спасенным после боя воровкой Юной. Родители героя давно умерли, а его дядя попадает в плен к Хану, лидеру захватчиков. Начинаем спасать дядю и Цусиму.
Чтобы спасти дядю, надо заручиться помощью еще нескольких крутых мастеров самурайского дела. У каждого своя трагическая история и серия (9 штук) побочных мини-квестов...
Про сюжет больше не буду. Скажу лишь, что РПГ-шность в нем минимальна. Регулярно дают возможно в диалоге выбрать один из двух ответов, который особо ни на что не влияет. Единственный относительно важный выбор будет в финале. Классический прием. С одной стороны, я люблю линейность от и до, как в Last of Us, но с другой – ну там игрокино, линейный сюжет в принципе.
Здесь же – открытый мир. И я еще никогда не получал столько удовольствия от игры в открытом мире (а в основные тайтлы играл – RDR, Horizon, Ведьмак 3, GTA, Days Gone, Far Cry 3). Если в нескольких словах, то главные плюсы игры – это эстетика и идеальнейшее сочетание геймплейных механик. Понадергано всякого из различных игр, притом взято только самое лучшее. Ни одного раздражающего геймплейного элемента (как, например, долгие анимации при сборе шкур животных в Red Dead Redemption) здесь не будет. Ну, для меня не было.
Играл 95% времени на нормальной сложности. Хотя в конце так прокачался, что вполне мог и на высокой всех выкашивать. Здесь работает тема с прокачкой. Поначалу я даже переключался на легкий режим, потому что меня убивали очень часто. Но это было от того, что на мне были базовые доспехи, не было баффов от оберегов, не были прокачаны абилки и т.п. Со временем любой бой и поединок раз на раз (это отдельный вид активности в игре) – занятие проще простого, где невозможно умереть. При этом каждый бой (даже мелкие стычки, коих при путешествии по миру будет сотни) – в удовольствие. Учитывая контекст – праведная, партизанская борьба с захватчиком – пропускать стычки просто не было никакого желания. Игровые монголы геноцидят мирных жителей, и ты просто не можешь пройти мимо. Да и за освобождение очередного пленника ты обязательно получишь какой-то ништяк.
Ресурсов в игре немного, но собирать их приятно. Все собирается в одно нажатие клавиши, радиус для сбора комфортный, не обязательно прямо подбежать вплотную. Ресурсы пригодятся для прокачки оружия (катаны, ножа для убийств по стелсу и луков) и доспехов. Есть такая штука как шкуры хищников (правда, хищников тут всего три вида: кабаны, медведи и монгольские псы; а убитые олени никаких ресурсов не дают, тоже отличный штрих), за них у спецов можно вместимость стрелятельного и метательного оружия увеличивать.
Абилки героя в игре, как это водится, доступны не все сразу. Что-то откроется лишь под конец игры. И я не знаю, если не проходить побочки, то насколько легко будет все это добыть. Я их проходил. И в этом плане сам себя удивил.
В играх с открытым миром я никогда не проходил побочные квесты. Ну так, несколько только, чисто по фану. В основном следовал центральному сюжету, и мне это было всегда достаточно.
В Цусимке же хотелось пройти ВСЁ. Все побочные активности, все квесты. Притом, для кого-то может быть минусом, здесь нельзя прерывать катсцены и небольшие игровые анимации. Но это соврешенно не бесит. Потому что эстетика! Японская, самурайская. Тебе не хочется пропускать эти разговоры, эти поклоны и эти ритуалы. В них особый сок!
Очень понравилось, как создатели игры обошлись с навигацией. Здесь нет миникарты. Есть большая карта (по клавише TAB), на которой можно выбирать куда ты направляешься. И вот путь к выбранной точке тебе указывает местный, если хотите, магический ветер. Вообще в игре нет магии и явной мистики, но вот этот ветер, да и конь, который (как Плотва в Ведьмаке) появляется по свисту как по волшебству – это немного нереалистичные моменты. Ну, игровые условности, как и обмен Решимости на Здоровье. Оба показателя прокачиваются в том числе на побочных квестах, кстати. У меня всего было к финалу по максимуму (10 решимости и шкала здоровья огромная, что, вкупе с нужными доспехами и оберегом на более эффективный отхил и позволяло побеждать в любом бою). Т.е. если идти только по основному сюжету, то, боюсь, не на легкой сложности к финалу будет непросто. Ну, я только гадаю. Играл сразу с максимальной отдачей. И наслаждался процессом каждую минуту!
Продолжу про навигацию. Сюжет разделен на 4 акта. Я не знаю, надо ли проходить кампанию острова Ику по сюжету Director's Cut. Я проходил, конечно. Формально все-таки здесь три акта. Для каждого – новая часть основного (который тоже сдвоенный немного) острова Цусима. Старые регионы остаются доступны (с небольшими временными исключениями). И на каждом уровне определенное число лагерей монголов. Чтобы на отдаленном варианте карты регион стал вместо красного белым, освобожденным, надо зачистить все лагеря. Я сделал это для всех локаций, но русские локализаторы меня озаботили. Над картой было написано – Статус «Захвачено», тогда как на английском это – Occupied Status (т.е. степень захвата). В общем, я всё освободил, ничего после сюжета мне делать не осталось на карте. Тоже уникальный опыт. В других играх могли оставаться какие-то побочные квесты (ну или пропадать после окончания основы), а тут я просто всё прошел.
Продолжу про навигацию. На карте присутствует туман войны. После захвата лагеря, туман немного рассеивается (а-ля как это было в Far Cry 3 или Days Gone), но все равно все лагеря заранее скрыты. И самый дикий кайф – это «ручная» зачистка региона, поиски этих лагерей. После освобождения всех лагерей туман войны в регионе полностью рассеивается и обозначаются все остальные активности (это значки вопроса на карте). Остается только по всем им проскакать, все посетить, получив порцию эстетского кайфа.
Передвигаемся пешком, бегом, на лошади медленно, на лошади галопом (усталости нет у зверя). Также сразу доступно быстрое перемещение по посещенным локациям. Полезная штука. Игровая Цусима раз в дцать меньше реальной, но все равно можно довольно долго скакать из точки А в точку Б. У коней тут прокачки почти нет (только декор седла, а также бафы на броню и седельные сумки на острове Ику; вот и не посещай его, коли там такие крутые штуки).
Кстати, на счет декора. Его не прямо очень много, но много. В однопользовательской игре скины и прочая косметика мне кажутся странным начинанием (впрочем у игры, для тех, кто ее купил, есть онлайн-режим легенд, в нем косметика точно пригодится больше). Тем не менее я все равно регулярно менял одежку. Впрочем, под конец остановился на конкретных доспехах, титульного Призрака, потому что их баффы очень круты.
Похоже, получается очередной мой огромный отзыв. А я еще не сказал про визуал, музыку и сценарий.
Картинка и локации в игре просто шикарнейшие. Здесь можно играть на дудке, которая разгоняет пасмурную погоду! Впрочем, я этим почти не пользовался, но скорее потому что, попробовав разок, не заметил эффекта, а он есть. И этот тоже супер. Капелька эзотерики в этой реалистичной истории, но прикольный штрих. Ведь японская культура и природа очень плотно переплетены. За это её, их культуру, и любят. Еще в игре можно отвешивать поклоны (лишь после прохождения в видосах на ютубе я узнал, где их можно использовать: перед убиенными людьми и животными, и тогда ГГ произносит реплики, или же в специальных локациях с табличкой, где изображен поклон, тогда природа будет реагировать). Жаль нет кнопки сесть и начать медитировать. Я бы пользовался.
В побочных активностях есть локации для складывания хокку (кстати, вот в них меня, что исключение из общего впечатления дикого восторга, слегка раздражало 2 момента: завывание певицы в начале активности и медленное реагирование на серфинг мышью по трем возможным вариантам выбора строфы, из-за этого часто выбирал первое попавшееся). Также есть целебные источники. Куда можно залезть с голой задницей, выбрать одну из двух тем для размышления и получить прибавку к хп.
Еще есть какие-то обелиски, где получаешь скины. Но самые крутые три оставшиеся побочные активности. Лисьи норы: надо следовать за лисичкой, чтобы поклониться у алтаря Инари и получить баффчик (и в игре будет побочная миссия, где ты мстишь монголам, убивающим этих самых священных животинок). Тренировочные площадки: три раза с нарастанием сложности повторяем сочетания клавиш и кликов мышью. Вознаграждение – увеличение кругляшей Решимости (их еще за опыт дают, который в игре выражается растущей Легендой; за него же дают скиллпоинты, позволяющие прокачивать все навыки боя и не только). Святилища Синто: это паркур в стиле Uncharded с целью получения оберегов и ресурсов после очередного головокружительного подъема; помним, что Цусима – это край, богатый на возвышенности).
Звук в игре отличный. Музыка этническая, превосходная. Атмосфера японской культуры запредельная. Японофилы должны быть в балдеже. Я ни разу не японофил, но был в нем.
Сценарий в игре не самый гениальный, но добротный. А под конец цепляющий. И все цепочки квестов соратников заканчиваются отлично. Их интересно проходить, за ними интересно следить. Везде драма, месть, моральный выбор и прочее. Побочки прекрасно вплетены в основной сюжет, а не как в какой-нибудь «Якудза 0» – бред бредом. Да и в GTA, например, такое бывало. Гнались за разнообразием, а в итоге сжигали попы игроков миссиями с самолетиками.
Капелька дегтя. В паре побочных квестов запихнули (куда уж современные издатели игр без этого) однополую любовь. Ну, буквально, пара-тройка сцен. Что ж, бывает всякое. Меня ничуть не покоробило.
Итак, похоже, я заканчиваю свой отзыв. Наверняка про что-то забыл рассказать, о чем очень хотелось, но и так уже понаписал столько, что прочитают только те, кто так же как я кайфанет от игры так сильно. Надеюсь, вам понравится =)
Если подытожить все выше сказанное и обозначить, почему же мне так понравилась игра, то это будет гениальная атмосфера (сюжет, картинка, музыка, эстетика) и увлекательнейший геймплей, где каждый экшен-эпизод разнообразен и захватывает дух. Это первая игра на моей памяти, где стелс не менее классный, чем выход раз на раз (кстати, фишка поединка доступна с первых же минут игры, и она тоже очень-преочень; т.е. кроме обычных боев один против всех есть здесь предварительные поединки по типу вовремя нажать клавишу, а также поединки без использования доп. оружия; каждая из этих активностей сделана гениально).
В игре много смертей и крови, игра не для детей. Но по большому счету обычная такая средневековая жестокость, ничего экстраординарного. Сейчас в новостях похлеще сюжеты. И отвлечься от кошмара современности, геройствуя в кошмаре 13 века на острове Цусима, – это всем эскапизмам эскапизм.
Помещаю игру в своем рейтинге на первое место. Кайфы!
Киножанр: исторический приключенческий экшен Прошел: 28 сентября 2025
